Формирование и проведение фандрейзинговой кампании

В России за последние десять лет резко возросло количество некоммерческих организаций, в том числе и в социально-культурной сфере. Причины создания отдельных НКО различны: это и развитие культуры, образования, помощь инвалидам, защита окружающей среды и так далее. Но основополагающая цель - способствовать решению социальных проблем и гармонизации общества. Но, зачастую, эти организации сами нуждаются в поддержке, которая может выражаться в денежном эквиваленте, в услугах специалистов, в работе волонтеров, а также в виде товаров и услуг. Очевидно, чтобы подобного рода помощь была оказана, некоммерческим организациям необходимо активно работать в этом направлении. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос фандрейзинга для отечественной культуры, которая вместе со всей страной переживает непростые времена. Времена перехода к либеральным ценностям, а вместе с этим, к реальным рыночным отношениям. Переход к рынку в сфере культуры поставил ряд важных проблем, ведущая из которых связана с ее финансированием. Должно ли государство осуществлять это финансирование? Если да, то в каких объемах? Сколько процентов расходной части бюджета России необходимо для нормального не только функционирования, но и развития культуры и, в частности, ее художественного сегмента. Если государство берет на себя только частичное финансирование, возникнет закономерный вопрос, может ли искусство выжить в таких условиях? Что может эффективно помочь ему? Есть ли подобный мировой опыт и современные технологии, которые, будучи перенесены на отечественную почву, дадут положительный результат?

Тема финансирования организаций культуры и искусства, а также других НКО стала основной с применением современной технологии сбора внебюджетных средств, которые для российского искусства в определенной степени являются новыми. В развитых странах эту технологию принято именовать фандрейзингом. Знакомство с этой технологией весьма актуально и поучительно.

Фандрейзинг - слово, заимствованное из англоязычной экономической терминологии, точнее это американское понятие, которое в дословном переводе означает «возрастания денежных средств» или, что более понятно, - «поиск денег». И реальная фандрейзинговая деятельность, и теоретическая категория фандрейзинг имеют американское происхождение. На это есть объективные причины. К ним следует отнести то, что поддержка, в частности, искусствам в США осуществляется, как правило, за счет внебюджетных средств. Также важно подчеркнуть, что понятие «внебюджетные средства» не сводится только к деньгам. Это могут быть различные услуги: информационные, гостиничные, туристические, транспортные, коммуникационные, исполнительские, креативные, дизайнерские, ремонтные, сувенирные, полиграфические, материально-технические. Государство от решения этих вопросов дистанцируется. Американские рамки существования искусства таковы, что для эффективного функционирования оно должно было создавать определенные условия. Закономерно и то, что в США укоренены одни из самых мощных традиций коммерческого искусства. Доля некоммерческих проектов там достаточно мала. Культурная политика государства, с одной стороны, рыночная конкуренция - с другой, во многом стимулировали те процессы, которые и привели к возникновению фандрейзинга в США.

Но фандрейзинг не стал только достоянием США. Сегодня фандрейзинговая деятельность получила широкое распространение в развитых странах. Возникла даже новая профессия - фандрейзер, т. е. менеджер, специализирующийся на фандрейзинговой деятельности, другими словами, специалист по сбору внебюджетных средств из разных источников с помощью особых технологий. Следует констатировать, что фандрейзинговая деятельность - это особая область профессионального высококвалифицированного труда.

Традиционно понятие фандрейзинг в англоязычных источниках интерпретируется как совокупность технологий по сбору средств на деятельность организации, альтернативных госбюджету и собственным доходам. Примечательно, что в последнем российском энциклопедическом словаре «Управление организацией», изданном в 2001 году, понятие фандрейзинга отсутствует. Применительно к российской действительности фандрейзинговые технологии особое значение приобретают для решения различных социальных проблем. Искусство в этом случае исключением не является. За рубежом накоплен внушительный положительный опыт по эффективному использованию технологий фандрейзинга в искусстве. Как показывает практика, многие НКО используют в своей деятельности некоторые методы привлечения средств, но чаще это разовые, спонтанные акции прошения, основанные на личных контактах. Подобная работа не может быть эффективной, так как фандрайзинг - сложный процесс, требующий профессионального подхода. Успешный фандрайзинг включает в себя целый ряд элементов: системность, формирование позитивной организационной фандрайзинговой культуры, планирование и управление, осуществление эффективной коммуникации и другие. Многоаспектность данного процесса позволяет рассматривать привлечение ресурсов не как фандрайзинг, а как полномасштабную фандрайзинговую кампанию.

Также можно обозначить и возникшее противоречие между теорией и практикой, когда для эффективного решения задач финансирования, в частности, социально-культурных проектов, практика испытывает потребность в новых методах, средствах, формах, методических обоснованиях данного вида работы, а теория недостаточно отвечает запросам практики.

Существует противоречие и в самой теории, когда, с одной стороны, продолжает развиваться глобальный подход, предполагающий решение специфических задач «поиска денег» универсальными средствами, а, с другой стороны, все большее развитие получают индивидуальные и дифференцированные отношения участников процесса фандрейзинга, предполагающие всесторонний учет особенностей каждого конкретного субъекта того или иного вида деятельности, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы.

Существует также проблема восприятия процесса фандрейзинга самими источниками финансирования. Для многих предпринимателей, частных фондов и секторов, «проситель» или «фандрейзер» зачастую воспринимается как лицо, занимающееся «попрошайничеством». Но лишь немногие из них осознают социально-культурную значимость проектов для общества на которые ищутся те самые средства, так необходимые некоммерческим организациям.

Следует также выделить и противоречия, связанные с деятельностью работников некоммерческих организаций, фандрейзеров, подготовка которых требует усиления направления профессиональной готовности к фандрейзинговой работе и недостаточностью приобретенных за время обучения в вузах знаний и умений в этой деятельности. Анализ практической деятельности работников многих некоммерческих организаций в области фандрейзинга показывает, что многие из них не подготовлены к эффективному решению проблемы финансирования их учреждения. В связи с этим возрастает роль фандрейзинга в некоммерческих организациях и наличия у них знаний, умений и навыков по организации и проведению эффективной фандрейзинговой кампании.

Возникшие противоречия и определили выбор темы моего исследования «Формирование и проведение фандрейзинговой кампании».

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования послужила базовая литература для изучения фандрейзинга. Это специфическая литература по функционированию НКО, в том числе и те издания, которые выпускаются Центрами поддержки некоммерческих организаций. Информацию о специфике НКО и привлечении средств можно найти в работах российских авторов Михеевой Н.А., Галенской Л.Н., Дымниковой А.И., Иксанова А.Г., Ястребовой Е.М., Тульчинского Г.Л., Звездина А. В. , Семёнова Е. Ю., Потёмкиной Е. В., Арзамасцева А.А., Шековой Е. Л., и зарубежных авторов таких как Вайнер В.Л, Бодунген А. Ю., Эндрю Мак-Илрой, Шафф Т. и Д., Кен Филипс, Стренд Б., Уорт М., Блу Р., Дуглас Д., Лоусон М.

При написании работы также были использованы: Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Проблема изыскания средств для организации или на реализацию конкретных проектов в настоящее время является самой основной, определяющей дальнейшее существование организации, однако ей до сих пор не уделяется должного внимания в современных пособиях для некоммерческих организаций и руководствах по PR. Но у некоторых авторов данная проблема все же рассматривается: Рутковская М., Варакута С.А., Егоров Ю.Н., Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Бортник Е.М., Коротков Э.М. Из западных авторов необходимо выделить Роджера Хейвуда, Пула Д.Х., Уорта М.Д., Катлипа С.М.

В качестве информационной базы использованы материалы годовых и оперативных отчетов музеев и театров федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и их зарубежных аналогов; результаты маркетинговых исследований, проведенных в работе в российских и зарубежных музеях, театрах, филармониях; данные периодической печати, статистических ежегодников и обзоров, издаваемых в России и за рубежом. Необходимо отметить также периодические журналы «Деньги и благотворительность», «Некоммерческие организации» и многие другие.

Неограниченным источником информации является Интернет. Среди множества сайтов хотелось бы выделить наиболее удачные в плане

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент тема фандрайзинга не достаточно освещена в литературе.

Объектом исследования является фандрейзинг, как инструмент совершенствования системы финансирования некоммерческих организаций.

Предметом исследования является процесс формирования, организации и проведения фандрейзинговой кампании для некоммерческих организаций.

Цель исследования: исследовать процесс формирования и проведения фандрейзинговой кампании и разработать проект фандрейзинговой кампании для некоммерческой организации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия, основные задачи и принципы фандрейзинга.

2. Определить основные этапы фандрейзинговой кампании.

3. Изучить особенности финансирования некоммерческих организаций.

4. Выявить особенности фандрейзинговой деятельности некоторых организаций культуры и искусства.

5. Выделить средства и инструменты, необходимые при формировании и проведении типичной фандрейзинговой кампании.

6. Осуществить ситуационный анализ фандрайзинговой деятельности Карельского республиканского детского морского центра «Норд-Вест».

7. Разработать проект фандрейзинговой кампании.

Гипотезы исследования. Если государственная политика в области финансирования некоммерческих организаций не изменится в ближайшее время, то эти организации будут вынуждены полностью перейти на самофинансирование путём фандрейзинговой работы.

Формирование и проведение фандрейзинговых кампаний некоммерческими организациями будет эффективным, если будет включать в себя целостную систему непрерывного комплексного формирования знаний и навыков работы в этой сфере, с опорой на создание учебных программ для работников НКО, отражающих актуальные проблемы и технологическое сопровождение фандрейзинговой деятельности.

База исследования: Карельский республиканский детский морской центр «Норд-Вест». В исследовании принимали участие все сотрудники КРДМЦ «Норд-Вест».

Методы исследования. В процессе исследования и решения поставленных задач применялись методы сравнительного, системного и статистического анализа. В исследовании использовались: теоретический анализ литературных источников социально-культурной сферы, PR-деятельности, менеджмента, экономики, а также источников глобальной сети Интернет; изучение программно-методической документации; обобщение практики деятельности российских и зарубежных учреждений культуры и искусств; ситуационный анализ.

I. Глава. Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании