Корпоративный фандрейзинг в российских организациях искусства: опыт последних лет


Фандрейзинг как источник средств приобрел за последнее десятилетие очень большую актуальность для организаций всех видов искусства: музыкальных и драматических театров и антреприз, концертных залов и музеев изобразительного искусства, коммерческих и некоммерческих арт-галерей. Практически ни один арт-проект не обходится без спонсорской поддержки.

Вот, например, динамика изменения структуры финансирования группы государственных театров и концертных организаций Санкт-Петербурга с

по 1995 гг.: «В 1994 году структура финансирования десяти разных по жанрам и видам театров и концертных организаций в среднем была такова: 75% их доходов составляло бюджетное финансирование. 20% поступало от продажи билетов и лишь 5% приходилось на долю спонсоров и доходы от предпринимательской деятельности. Всего через год ситуация изменилась. Анализ структуры финансирования тех же учреждений в 1995 году выявил следующее доля бюджетного финансирования уменьшилась до 60%, сборы от билетов выросли до 30%, спонсоры и предпринимательская деятельность принести 10% (исследование проведено при помощи студентов Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства). Статистика убедительно подтверждает, что ситуация с финансированием российской культуры меняется буквально на глазах. Если такие изменения происходят в государственном секторе, то что же говорить о негосударственных организациях культуры, во множестве появившихся за последние 5-8 лет, где поиск внебюджетных средств всегда был жизненной необходимостью.» На сегодняшний день государственное финансирование российских организаций искусства составляет от 20 до 50% доходной части их бюджета. Кассовые сборы, к сожалению, также не имеют сколь-нибудь значительного потенциала для увеличения дохода: учитывая скромный достаток широкого населения в сложившихся экономических условиях немногие организации искусства готовы пойти на резкое увеличение стоимости билетов. Фандрейзинговая деятельность, таким образом, представляется насущной необходимостью как для государственных, так и для коммерческих организаций искусства.

Корпоративным фандрейзингом сегодня занимаются практически все российские организации искусства. Однако, к сожалению, пока далеко не везде налажена профессиональная фандрейзинговая деятельность (на уровне специалиста-профессионала, отдельной структуры, фонда). Для этого требуются высококлассные специалисты-фандрейзеры, которых в России пока еще очень немного.

С другой стороны, следует сказать, что некоторые российские организации уже могут похвалиться первыми успехами. В той или иной форме налажена профессиональная фандрейзинговая деятельность в крупнейших институтах искусства - Мариинский театр, Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина. В данный момент налаживается профессиональная работа в Большом театре (в рамках отдела по работе со спонсорами). Содействие Эрмитажу и Большому театру по поиску внебюджетного финансирования в рамках реконструкции зданий оказывает ЮНЕСКО. С этойцелью были открыты проекты Большой/ЮНЕСКОи Эрмитаж/ЮНЕСКО, работа по которым осуществляется московским представительством ЮНЕСКО и координируется парижским головным офисом организации. В рамках обоих проектов созданы руководящие комитеты, включающие виднейших государственных деятелей, деятелей культуры, бизнеса, консалтинговых организаций. Например, членами Руководящего комитета проекта Большой/ ЮНЕСКО являются М. Швыдкой, мэр г. Москвы Ю. Лужков, заместитель премьер-министра РФ В. Матвиенко, директор Дойче Опер (Берлин) Гете Фридрих, директор Опера Насионал де Пари Хьюгес Р. Галл, посол РФ в ЮНЕСКО Е. Сидоров, представители консалтинговых компаний МсКinsey&Company и Arthur Andersen. Основные цели проекта Большой/ ЮНЕСКО - содействие поиску внебюджетных средств на реконструкцию театра за счёт организации международной фандрейзинговой кампании, а также мониторинг строительных и реконструкционных работ на базе регулярных консультаций специалистов ЮНЕСКО. В рамках проведения фандрейзинговой кампании были предприняты следующие основные шаги:выпуск видеоклипа о начале кампании в программах CNN World Report (июнь 1999 г.), циркулярное письмо Генерального директора ЮНЕСКОминистрам, ответственным за отношения с ЮНЕСКО в 187 государств-членов, включая Воззвание на 6 языках, листовку и брошюру по проекту (июль 1999 г.), благотворительное мероприятие «День Солидарности с Большим театром» ( 28 марта 2000 г., Большой театр) с освещением мероприятия в международной прессе, фандрейзинговая выставка «Навсегда - Большой» (март 2001 г.). С обеими организациями на добровольной основе работает крупнейшая консалтинговая компания МсКinsey&Company. Силами компании в организациях была проведена диагностика экономической эффективности деятельности и выбраны приоритетные направления работы по оптимизации доходов. Одним из главных дополнительных источников дохода для обеих организаций наряду с оптимизацией системы продаж билетов обозначена фандрейзинговая деятельность.

Перейти на страницу: 1 2 3