Корпоративный фандрейзинг в российских организациях искусства: опыт последних лет


В рамках налаживания фандрейзинговой работы в Большом театре был создан отдел по работе со спонсорами. На подготовительном этапе совместной рабочей группой театра и McKinsey была разработана общая фандрейзинговая стратегия, выбраны приоритетные источники дохода; привлечены соответствующие кадры, с которыми проведена серия тематических консультаций; подготовлены спонсорские пакеты и первичная документация, создана электронная база данных потенциальных спонсоров. На данный момент привлекаются первые спонсорские средства отдела. В театре был также создан Попечительский совет, куда вошли видные государственные деятели и представители крупнейших российских деловых структур. Совет призван содействовать лоббированию интересов театра и эффективному соисканию средств из российского корпоративного сектора.

Были проведены аудит и серия консультаций по эффективному фандрейзингу и работе со спонсорами и в других организациях - Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина.

Замечательный пример успешного привлечения внебюджетных средств представляет сегодня Мариинский (Кировский) театр. В большой степени благодаря усилиям его нынешнего художественного руководителя В. Гергиева театру удается привлекать, пожалуй, самые значительные внебюджетные средства в стране. Театр работает как с российскими, так и иностранными (в большей степени) компаниями-спонсорами. Особого внимания заслуживает работа с частными лицами. Например, последнее пожертвование друга Мариинки и в частности г-на Гергиева г-на Альберта Вилара составило 15 млн. долл. Хорошо развита также деятельность международной сети клубов друзей театра.

На сегодняшний день в театре функционирует отдел маркетинга и фандрейзинга, который является одним из его структурных подразделений. Ключевой фигурой в фандрейзинговой деятельности театра является Валерий Гергиев. Практически он лично привлекает большую часть спонсорских средств театра, часто самолично подписывая контракты. Отдел фандрейзинга выполняет, скорее, «техническую» работу (поддержание базы данных, обеспечение обязательств перед спонсорами, поддержка связи с клубами друзей т.д.). Основное направление фандрейзинговой деятельности - сбор средств на текущую (творческую) деятельность театра. Основные источники финансирования - зарубежные коммерческие компании, их больший процент по сравнению с российскими спонсорами - долгосрочное сотрудничество (Coca-Cola, др.), частные лица.

На данный момент функционируют 5 клубов друзей театра в следующих странах: Америка («Белые Ночи»), Англия, Япония, Финляндия, Германия. Наиболее активные в финансовом плане американский и английский клубы. Основная деятельность клуба в Англии включает работу в следующих направлениях:

1) Программа членства для частных лиц. На сегодняшний день у клуба 1000 членов-друзей театра, которые делают взносы в пользу театра на ежегодной основе.

2) Благотворительные мероприятия. Подобные мероприятия проводятся минимум 1 раз в год и обычно это гала-концерты. Другие проекты - Buckingham Palace Ball (Бал в Букингемском дворце) в честь Мариинского театра (1998 г.)

Хороший опыт фандрейзинга и у других организаций - Российского Национального Оркестра, Большого Драматического театра, столичных театров - Ленкома, МХАТа, Сатирикона. Есть примеры успешного корпоративного фандрейзинга и в регионах. Например, замечательных успехов в работе со спонсорами добился новосибирский театр юного зрителя «Глобус» (директор М.Е. Ревякина), наладивший работу специального отдела по поиску и привлечению внебюджетных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3