Описание основных этапов оценки предприятия с применением «доходных» финансовых мультипликаторов

Следом оценщик проводит графическое сравнение значений мультипликаторов по компаниям-аналогам с наиболее близкими значениями рассчитанных минимальных, максимальных и медианных величин финансовых коэффициентов. Обычно выбирается не конкретная величина ценового мультипликатора, а диапазон наиболее объективных значений. Например, если диапазон значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании по сравнению с аналогами - ниже среднего, итоговое значение мультипликатора будет определяться в диапазоне: среднее или ниже среднего.

Метод компании-аналога предполагает использование ценовой информации с фондового рынка по открытым акционерным обществам, поэтому выбранную величину ценового мультипликатора рекомендуется скорректировать (уменьшить) в связи с более низким уровнем капитализации оцениваемой компании.

Согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультипликаторов. Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимальное число всех возможных видов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю полученных величин рыночной стоимости собственного капитала, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам.

Метод взвешивания является наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и соответственно варианту стоимости свой вес. На основе такого взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

Внесение итоговых корректировок. Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичными являются следующие поправки: аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например, непроизводственного назначения; портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов; возможность применения скидки на низкую ликвидность; если в процессе финансового анализа выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть; в некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля; данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для контрольной доли собственного капитала.

Применение «доходных» финансовых мультипликаторов, несмотря на сложность и трудоемкость расчетов и анализа, представляет собой неотъемлемый прием определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.

Чем более развит и финансово прозрачен (чем он более опирается на широко публикуемую информацию о компаниях, чьи акции торгуются на нем) фондовый рынок страны, тем более оценки, получаемые на основе рыночного подхода у оценке бизнеса, отвечают требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости бизнеса.

Рыночные данные и результаты работы компании позволяют использовать только какие-то определенные мультипликаторы. Например, в высокотехнологических или зарождающихся отраслях, где многие компании-аналоги находятся в стадии развития или относительно новы, выручка может оказаться единственной мерой операций, которые позволяют определить мультипликатор, так как многие из этих компаний не создают доход.

«Доходные» финансовые мультипликаторы адекватны оценке предприятия как действующего, потому что используемая в них для оценки компания-аналог является действующей и оценивается фондовым рынком как действующая.

Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике «доходных» финансовых мультипликаторов, служит отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако образование в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников, является существенным прорывом в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования «доходных» финансовых мультипликаторов. [16]

2. Оценка рыночной стоимости обыкновенных именных акций ОАО «Екатеринбургский Гипроавтотранс»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6