Описание основных этапов оценки предприятия с применением «доходных» финансовых мультипликаторов


Критерии сопоставимости определяются условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор. Рассмотрим некоторые из них, например, обязательный фактор отраслевого сходства, размер, перспективы роста и др.

Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли. Тем не менее, не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:

диверсификация производства. Если какое-либо предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравниваемая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми;

перепрофилируемость производства и заменимость производимых продуктов. Так, технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В случае изменения ситуации на рынке такое предприятие будет нуждаться в техническом перевооружении. Аналог выпускает сходный продукт на оборудовании, которое можно легко переналадить для производства новых товаров. Следовательно, предприятия неодинаково отреагируют на изменение ситуации на рынке;

результаты деятельности зависят от одних и тех же экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будут существенно отличаться при достаточном сходстве других критериев, таких как численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов. Аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для определения стоимости оцениваемой компании;

сходность стадий экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т.д.

Размер. Это важнейший критерий, оцениваемый аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д. Однако принятие решения о включении компании в список только на основе размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен, прежде всего, учитывать факторы, обеспечивающие величину прибыли:

) географическая диверсификация - крупные компании имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, уменьшая тем самым риск нестабильности объемов продаж;

) количественные скидки - крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скидки. Вместе с тем аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупной компании лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закрытой компании;

) ценовые различия по сходным товарам - крупные компании зачастую имеют возможность устанавливать более высокие цены, так как потребитель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендовавших себя фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирующий качество. В конечном счете, данный фактор влияет на уровень выручки от реализации и величину ценового мультипликатора.

Перспективы роста. Фаза экономического развития предприятия отражает соотношение доли дивидендных выплат и доли чистой прибыль, направленной на развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен учитывать влияние трех основных факторов:

) общего уровня инфляции;

) перспективы роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли;

) динамики доли предприятия на рынке.

Оценщик внимательно изучает конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.

Финансовый риск. Финансовый риск оценивается на основании следующих критериев:

) структуры капитала или соотношения собственных и заемных средств;

) уровня ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;

) кредитоспособности фирмы или ее способности привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Качество менеджмента. Этот фактор является наиболее сложным, так как его анализ проводится на базе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6