Описание основных этапов оценки предприятия с применением «доходных» финансовых мультипликаторов

Возможности использования зарубежных компаний в качестве аналогов для оценки осложняется следующими причинами:

Несопоставимы объемы реализации и другие финансово-производственные показатели отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования показателей для устранения эффекта масштаба;

Неразвитость российского фондового рынка и другие причины «недооцененности» российских компаний на отечественном рынке. Здесь практикующие оценщики расходятся во мнениях. Одни эксперты придерживаются позиции, согласно которой необходимо использовать информацию о зарубежных компаниях для того, чтобы избежать неоправданного занижения стоимости российских предприятий. Практика показывает, что результаты, полученные по зарубежным аналогам, как правило, превышают результаты расчета стоимости по отечественным компаниям в несколько раз. Другие оценщики считают, что данный подход не отражает реальной стоимости российских компаний на рынке в конкретный момент, так как акции других предприятий продаются и покупаются на отечественном фондовом рынке по более низкой цене;

Разные условия хозяйствования российских и зарубежных компаний, которые, прежде всего, определяются макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе учета хозяйственных операций и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому требуется внесение поправок, учитывающих различия в макроэкономической и политической ситуациях в странах (поправка на страновой риск) и трансформацию бухгалтерской отчетности. При больших объемах выборки последняя процедура представляется достаточно трудоемкой. Размер поправки на страновой риск часто субъективен и неадекватно учитывает постоянно меняющуюся ситуацию в российской политической и экономической жизни.

Данный перечень критериев сопоставимости (отбора) не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять его какими-либо факторами. Оценщик редко находит компании, абсолютно идентичные с оцениваемой. Поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из двух выводов:

) компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;

) компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.

Итоговый список должен включать не менее трех аналогичных компаний. Оценщик может использовать зарубежные компании в качестве аналогов, однако в этом случае необходимо убедиться, что уровень их производства сходен с уровнем оцениваемого российского предприятия, трансформировать отчетность и скорректировать расчетную величину ценового мультипликатора на уровень странового риска. [12]

Финансовый анализ является важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием. Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в российской практике приемов и методов финансового анализа. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты.

Отличительными чертами финансового анализа являются следующие: только по его результатам оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов; позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов; служит основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами; обеспечивает степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе, и, в конечном счете, определяет значимость каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.

В результате финансового анализа составляется сводная таблица финансовых коэффициентов, которая должна содержать по оцениваемой компании и полному списку аналогов расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например, таких как: доля чистой прибыли в выручке от реализации; доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы; коэффициенты ликвидности; коэффициенты оборачиваемости активов.

Значения показателей по аналогам и оцениваемой фирме, вероятнее всего, будут существенно различаться. Поэтому для принятия последующих решений, кроме расчетных фактических значений финансовых коэффициентов по аналогам и оцениваемой фирме, необходимо включить вспомогательные показатели, такие как среднее арифметическое значение и медиана. Чрезвычайно важно на завершающем этапе финансового анализа определить место, занимаемое оцениваемой компанией среди отобранных аналогов по каждому из представленных показателей. Совокупность занимаемых мест служит основой для определения итогового рейтинга оцениваемой фирмы. [15]

Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6