Анализ налогового потенциала муниципальных образований Красноярского края

Расчет налогового потенциала в мировой практике производится с использованием целого ряда методов: через оценку валового местного продукта, методом репрезентативной оценки налоговой системы, методом регрессионного анализа, методом прямого счета и т.д. Общее условие расчетов состоит в предположении, что во всех муниципальных образованиях берется единая налоговая система в полном объеме с учетом применения максимальной (предельной) ставки или ее доли для налогов, поступающих в местные бюджеты в целях обеспечения равенства базовых условий.[16]

На основе пяти представленных зарубежных методов проведена оценка налогового потенциала муниципальных образований Красноярского края.

. Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов в каждом муниципальном образовании. Содержание этого метода заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны в муниципалитете, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при средних для региона ставках налогообложения. Для применения этого метода использованы данные по фактически собранным налогам и по налоговым базам по всем рассматриваемым налогам и по всем муниципальным образованиям.

Процедура расчета налогового потенциала методом РНС состоит из следующих этапов:

) определение перечня классов доходов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала (несколько видов налоговых или неналоговых доходов могут быть объединены в один класс). Эти классы доходов должны включать все налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований;

) определение состава стандартной налоговой базы для каждого класса доходов;

) расчет репрезентативной (средней для края) ставки налогообложения путем деления суммы налоговых платежей по объединенным в один класс доходам с территорий всех муниципалитетов на сумму без налогообложения по этому же классу доходов во всех муниципалитетах;

) расчет налогового потенциала каждого муниципалитета путем умножения по каждому классу доходов репрезентативной ставки на его налоговую базу.

Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов:

n

НП = SUM НБi x ti / 100, (1)

i=1

где n - число налогов, шт.;

НБi - налоговая база налога, руб.;i - ставка (предельная) налога i-го налога, %.

Приведенная формула в общем виде - сумма всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала как федерального, так и регионального бюджета и далее в потенциал бюджета региона и бюджетов муниципальных образований. Так, для налогового потенциала муниципалитета в качестве n используются налоги, поступающие только в местный бюджет, а t - соответствующая ставка (или ее часть), по которой данный налог идет в бюджет местного уровня. Однако база налогов, зачисляемых в местный бюджет, не учитывает региональных и местных льгот.

Причем для каждого налогового компонента определяется его стандартная налоговая база. Иногда определение такой стандартной налоговой базы может быть затруднено. Например, в США определение налоговых баз по сходным местным налогам сильно различается в разных штатах и муниципалитетах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6