Основные направления бюджетной политики на современном этапе экономического развития России


Основные направления бюджетной политики в период кризиса

Перед Россией стоят следующие задачи, касающиеся бюджетной, в частности фискальной, политики и требующие достаточно быстрых решений в условиях кризиса.

1. использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны.

Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.

2. использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем.

В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

3. поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии.

Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

В таблице 4 представлен набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900-1000 млрд. руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд. руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд. руб. (5,2-5,4% ВВП).

Таблица№4. Мероприятия бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового кризиса

Мероприятия

млрд. руб.

эквивалент в млрд. долл. США

% ВВП

1.

Мероприятия налогово-бюджетной политики, всего

2045,3-2145,3

61,2-64,2

5,2-5,4

2.

Мероприятия налоговой политики, всего

900-1000

26,9-29,9

2,3-2,5

2.1

Снижение налога на прибыль на 4 пункта

400-500

12-13

1,0-1.3

2.2

Увеличение амортизационных отчислений с 10 до 30%

150,0

4,5

0,40

2.3

Изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть

250

7,5

0,60

2.4

Прочие, в том числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес, поддержка рыболовства

100

3

0,30

3.

Мероприятия бюджетной политики, всего

1145,3

34,3

2,90

3.1

Пополнение уставных капиталов, всего

439,0

13,1

1,10

3.1.1

увеличение уставного капитала Россельхозбанка

75,0

2,2

0,20

3.1.2

увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»

29,0

0,9

0,10

3.1.3

увеличение уставного капитала ОАО АИЖК

60,0

18,0

0,20

3.1.4

увеличение уставного капитала Внешэкономбанка

75,0

22,0

0,20

3.1.5

имущественный взнос в ГКО «Агентство по страхованию вкладов»

200

6

0,50

4.

Субординированные кредиты, предоставленные:

450

13,5

1,13

4.1

Внешторгбанку

200

6

0,50

4.2

Россельхозбанку

25

0,7

0,06

4.3

иным банкам

225

6,7

0,57

5.

Субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса

18,07

0,5

0,05

6.

Поддержка авиакомпаний

32

1,0

0,08

7.

Поддержка отрасли автомобилестроения

39

1,2

0,10

8.

Развитие малого и среднего бизнеса

6,2

0,2

0,02

9.

На проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости

43,7

1,3

0,11

10.

Увеличение пособий по безработице

35

1,0

0,09

11

Оборонно-промышленный комплекс

50

1,5

0,13

12.

Поддержка экспорта промышленной продукции

6

0,2

0,02

13

Предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение и строительство жилья

26,3

0,8

0,07

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6