Специфика российской модели бюджетного федерализма

Основными направлениями реформирования региональных и муниципальных финансов являются:

- реформа бюджетного процесса и управления расходами;

- бюджетирование, ориентированное на результат;

- административная реформа;

- реформирование отраслей государственного и муниципального секторов экономики;

- совершенствование системы инвестиций;

- создание условий для развития доходной базы;

- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;

- совершенствование долговой политики;

- межбюджетные отношения;

- повышение открытости управления региональными и муниципальными финансами.

Очевидно, что пять уровней сложности по каждому из перечисленных направлений, включающих от трех до семи мероприятий, предъявляет весьма высокие требования к качеству менеджмента общественными финансами, выводя его на уровень наилучших мировых стандартов.

С 2005г. существенно ужесточены правила конкурса и расширена его география. Так, участниками конкурса в 2005-2006гг. стали Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Белгородская область, Кировская область, Ленинградская область, Смоленская область, Республика Алтай, Алтайский край, Амурская область, Пензенская область, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Брянская область, Красноярский край.

Еще одним важным новшеством реформы стало принятие решения о введении временной финансовой администрации: для субъектов РФ - с 2007г., муниципальных образований - с 2008г., что предполагает наличие дополнительных административных и экономических рычагов давления на региональные и местные администрации с целью наведения порядка с управлением общественными финансами регионов и муниципалитетов.

российский бюджетный налоговый федерализм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

К 2005г. завершено в целом формирование базовой рамочной схемы разграничения расходных и доходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, упорядочено бюджетное устройство, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

С учетом итогов реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г. была одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 гг.

Целью Концепции является повышение эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации их полномочий, повышение устойчивости и качества управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы, удовлетворение спроса граждан на общественные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5