Формы расчетов, используемые на предприятиях


Предприятие имеет право хранить в своей кассе денежную наличность в пределах установленного лимита.

Если предприятие имеет налоговую задолженность и одновременно осуществляет наличные расчеты (кроме расчетов по налогам и обязательным платежам), сумма тех средств учитывается как фактический остаток денежной наличности в кассе и сравнивается с установленным лимитом.

Приём денежной наличности кассой предприятия производится по соответственно оформленным прибыльным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченным им лицом. Выдача денежной наличности кассой предприятия осуществляется по расходным кассовым ордерам или по соответственно оформленным платежным (расчетно-платежным) объявлениям.

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.

Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).

Второй принцип - предприятиям предоставлено право выбора учреждения банка для открытия счетов всех видов (основного и дополнительного) по согласию банка.

Третий принцип - принцип самостоятельного (без участия банков) выбора предприятиями формы расчетов и закрепление их в договоре или соглашении. Учреждения банков могут лишь предлагать своим клиентам применять ту или другую форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, сложившиеся в процессе расчетов.

Четвертый принцип - средства со счета предприятия списываются по распоряжению его собственника. Учитывая возможность открытия нескольких счетов, субъект предпринимательской деятельности определяет один из счетов как основной. На нем осуществляется учет задолженности, которая списывается в бесспорном порядке.

Пятый принцип - текущие счета учреждения банков открывают предприятиям - субъектам предпринимательской деятельности только при условии извещения об этом налогового органа.

Шестой принцип - момент осуществления платежа может быть максимально приближен к времени отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг.

Седьмой принцип - платежи осуществляются в пределах остатка средств на счете плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита.

Восьмой принцип - расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться денежной наличностью. При этом поставщик - получатель средства должен сумму полученной денежной наличности провести через кассовую книгу и возвратить ее в полном объеме на свой счет в банке. Использование денежной наличности, связанное с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений, материальной помощи, дивидендов, ведется только посредством получения её из кассы банка. Такой порядок дает возможность контролировать своевременную уплату налогов, взносов и других обязательных платежей, размер которых зависит от фонда оплаты труда.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, что связано с использованием разных видов расчетных документов.

Расчетные документы готовит поставщик или плательщик, а в отдельных случаях - банк. Расчетный документ - это соответственно оформленный документ на перевод денежных средств. В зависимости от формы расчетных документов применяются следующие формы безналичных расчетов:

платежными поручениями;

платежными требованиями-поручениями;

чеками;

аккредитивами;

векселями;

инкассовыми поручениями (распоряжениями).

Платежные требования и инкассовые поручения (распоряжения) применяются при взыскании в неоспоримом порядке сумм финансовых санкций в случае недоимки в бюджет налогов или штрафов, начисленные государственными налоговыми органами.

Перейти на страницу: 1 2 3