Недостатки и проблемы, выявленные в ходе анализа


Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия. При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени - внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Основная задача этих документов - получить наглядную и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

Несмотря на то, что в настоящее время ощущается объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств: несовершенства сложившегося на предприятии документооборота; несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики; отсутствия взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы. Эти и другие причины частичного применения или полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в режиме реального времени могут быть сняты, если будет внедрен и объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия. Для решения этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект: 1) на базе действующей бухгалтерской программы создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия; 2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита; 3) получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест; 4) устанавливается порядок движения документов; 5) устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический аспект: 1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов; 2) определяется уровень аналитики для каждого пользователя (1 - большие группы, 2 - подгруппы, 3 - учетная единица); 3) устанавливается продолжительность периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год).

Аналитический аспект: 1) определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо); 2) разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.; 3) устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления справочников (в целях устранения дублирования).

Только решив данный комплекс задач, можно говорить о постановке оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.

Разумеется, оперативное управление предприятием в целом и финансовой устойчивостью в частности тесно связано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков - с другой. Тем самым, на основе сводных рапортов создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию о: остатках ТМЦ на складе сырья и материалов, в основном производстве, на складе готовой продукции; поступлении и оплате ТМЦ; отпуске ТМЦ в производство; выпуске готовой продукции, ее отгрузке, реализации и оплате; движении денежных средств; задолженности отдельных дебиторов и кредиторов, материально ответственных и подотчетных лицах; общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

Таким образом, приведенные сводные рапорты и построенные на их основе другие производные формы внутренней отчетности дают возможность на практике - ежедневно, а в течение рабочего дня - неоднократно оценивать финансово-экономическое состояние предприятия. Анализу подвергаются материальные, финансовые и документарные потоки, взаимоотношения с покупателями и поставщиками, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств.

Особенность такого анализа заключается в том, что управление финансовой устойчивостью предприятия осуществляется в оперативном режиме, при этом экономическую оценку получают как всё предприятие, так и отдельные виды деятельности. При этом выполнение производственной программы в текущем периоде и соответствующие изменения в финансово-экономическом состоянии предприятия можно отслеживать в реальном режиме времени с помощью сводных рапортов и не дожидаясь отчетных данных. В результате директор предприятия получает надежную, полную и объективную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, понимания механизма хозяйственных процессов, существующего финансово-экономического состояния, перспектив развития и устойчивого экономического роста в настоящем и будущем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5