Сравнительная характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили

Однако более-менее спокойная жизнь у "Провиды" и у других компаний-администраторов наступила только в последние годы. А на первом этапе проведения реформы они сталкивались с серьезными трудностями. Прежде всего потому, что им фактически некуда было вкладывать средства: закон запрещал инвестировать пенсионные накопления в финансовые инструменты других стран, а своего фондового рынка в Чили на тот момент просто не существовало. Он появился в начале 80-х годов, однако сначала государство строжайше запрещало АПФ вкладывать пенсионные средства в акции. Только с середины 90-х годов, когда национальный фондовый рынок "устоялся", правительство пошло на некоторые послабления. Но и сейчас компаниям-администраторам не позволяется инвестировать более 7% средств в акции одной компании и более 5% средств - в акции одного банка. Также сохраняются определенные лимиты на вкладывание пенсионных накоплений в финансовые активы других стран. В государственные облигации позволено инвестировать не более 50% от общей суммы активов АПФ.

Почему государство ввело эти ограничения по формированию инвестиционного портфеля, вполне очевидно. Дело в том, что оно с самого начала реформы взяло на себя определенные обязательства по гарантированию сохранности средств пенсионеров. В случае разорения компании-администратора или в том случае, если ее деятельность оказалась контрпродуктивной, государство обязано выплачивать чилийцу минимальную пенсию, которая на сегодняшний день составляет порядка 140 долларов, или 70% от размера минимальной зарплаты в стране. Понятно, что при массовых разорениях АПФ это может стать для бюджета невыносимым грузом. Поэтому государство в Чили предпочитает жестко контролировать деятельность как компаний-администраторов, так и негосударственных пенсионных фондов.

Такой курс полностью оправдал себя. Во всяком случае, громких разорений АПФ и НПФ в Чили пока не было. Зато доходность инвестиционного портфеля АПФ в первые же годы реформ в шесть раз превысила тогдашний среднегодовой уровень инфляции: первый показатель в 80-е годы составлял около 13%, тогда как второй колебался на отметке в 2-3%. Сейчас НПФ страны аккумулируют средства на общую сумму в 23-25 млрд. долларов, что составляет более 25% от объема национального ВВП. В накопительной системе участвуют свыше 6 млн, чилийцев - достаточно высокий показатель для страны с 15-миллионным населением. Благодаря "пенсионным" деньгам темпы роста национальной экономики увеличились в среднем на 2-3% в год. При этом правительству за счет этих средств удалось "поднять" главные отрасли промышленности, в частности металлургию, которая играет в Чили примерно такую же роль, как нефтяная отрасль в России. Так что результаты проведения пенсионной реформы в Чили действительно впечатляют. (www.rian.ru)

В России же условия пенсионного обеспечения считаются одними из самых демократичных в мире:

правом на пенсию в системе обязательного пенсионного страхования обладают все жители - как граждане РФ, так и постоянно проживающие на ее территории иностранцы и лица без гражданства;

- трудовая пенсия не облагается налогом на доходы физических лиц;

трудовая пенсия предоставляется по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца при условии, что страховой стаж (стаж работы, в течение которого работодатель вносил за работника денежные средства на страховую часть трудовой пенсии) застрахованного лица составляет не менее 5 лет;

- официальный возраст выхода на пенсию по старости - один из самых низких в мире: 55 лет женщин и 60 лет для мужчин;

- социальная пенсия представляется на 5 лет позже достижения официального пенсионного возраста - мужчинам с 65 лет и женщинам с 60 лет;

будучи однажды предоставленной, трудовая пенсия продолжает выплачиваться, даже если ее получатель меняет страну проживания.

Россия так же столкнулась с проблемами при осуществлении пенсионного обеспечения своих граждан (неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит бюджета по государственному пенсионному страхованию), а итогом для большинства пенсионеров стал низкий размер пенсий. Средний размер пенсии при среднем размере заработной платы показан в промежутках с 2000 года по январь 2010 года, в диаграмме 1.2. ( данные с www.demoscope.ru <http://www.demoscope.ru>)

Рис 1.2.

Диаграмма 1.2. Соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы. (Рассчитано на сайте www.gks.ru)

Вывод: С развитием экономической ситуации в РФ прогрессируют и размеры выплат, показанные на данном графике. Наблюдается резкий подъем среднего размера назначенных месячных пенсий после пенсионной реформы 2002 года, а так же постепенное увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.

Перейти на страницу: 1 2 3