Анализ современных технологий управления финансовой устойчивостью предприятий: российская практика

Данные табл. 2.5.1 свидетельствуют об увеличении объема издержек обращения по многим статьям. Расходы на оплату труда увеличились на 9668,4 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом, отчисления на социальные нужды - на 2513,78 тыс. руб., значительно увеличились расходы на потери товара и технологические отходы. Потери товара составили в 2008 году 0,01% от общего объема товарооборота (нетто), в 2009 году - 2,1%. Большая часть потерь товара представляет собой потери при хранении товаров в магазине самообслуживания - одну из самых «больных» статей предприятий розничной торговли.

Однако оценка изменений в разрезе статей показывает обоснованность увеличения сумм затрат, поскольку повышение уровня издержек связано с ростом условно-постоянных затрат (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, и пр.), минимизация которых существенно затруднена из-за государственного регулирования большинства таких расходов (оплата труда, ЕСН). На предприятии «Навигатор Т» ежеквартально пересчитывается заработная плата в соответствии с официально публикуемым индексом инфляции, в связи с чем растет фонд оплаты труда, и, соответственно, налоговая нагрузка в виде единого социального налога.

Увеличение условно-переменной части издержек обращения произошло вследствие роста товарных потерь, ремонта основных средств, расходов на рекламу.

Увеличение расходов на рекламу нельзя однозначно расценивать как негативный момент в финансово-хозяйственной деятельности организации, так как повышение уровня таких издержек приводит к росту объема прибыли. Предприятие изготавливает каталоги с информацией о товарах, о проводимых рекламных акциях, размещает щитовую рекламу по городу. Все это способствует привлечению потребителей в розничную сеть гипермаркетов «Навигатор Т».

В целом, оценивая картину издержек обращения в анализируемой организации, подчеркнем двойственность многих статей издержек (расходы по оплате труда, расходы на рекламу и т.д.), которая проявляется во влиянии как на финансовые параметры (сумма прибыли, уровень рентабельности продаж и др.), так и на нефинансовые параметры деятельности организации (уровень социальной активности и комфортности, качество обслуживания покупателей, уровень обеспеченности социальными льготами). Для того, чтобы убедиться, что рост издержек обращения имеет положительную динамику, рассмотрим изменение уровня издержек обращения во временном лаге (см. таблицу 2.9.2)

Таблица 2.9.2 Анализ общего уровня издержек обращения в целом по торговой деятельности

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонения

абсолютное

в %

Товарооборот, тыс.руб.

1 250 780

2 001 270

750 490

+ 60,00

Издержки обращения, тыс.руб.

166 592

215 445

48 853

+ 29,32

Доля издержек обращения в товарообороте %

13,32

10,77

- 2,55

-19,17

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19