Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи


Право хозяйственного ведения, имеющее свое происхождение еще в советском законодательстве, является весьма специфическим институтом квазисобственности.

Его несовершенство заключается в том, что, с одной стороны, правовой статус государственных унитарных предприятий не позволяет им быть полноценными субъектами рыночной экономики, а с другой стороны, государство, будучи собственником их имущества, фактически лишено развитых правовых инструментов управления такими предприятиями. Экономисты отмечают, что государственные унитарные предприятия в силу своего статуса принципиально ограничены в привлечении частного капитала для своего развития. Юристы говорят, что само право хозяйственного ведения сконструировано в российском законодательстве искусственно и порождает в рамках хозяйственного оборота ряд правовых коллизий.

Необходимость отказа от института хозяйственного ведения была осознана уже давно. Еще 23 мая 1994 г. был принят Указ Президента РФ № 1003 «О реформе государственных предприятий», которым был установлен запрет на создание новых предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения. Однако создание новых государственных унитарных предприятий продолжалось и после принятия этого указа.[27]

Отказ от права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества представляются вполне логичными шагами, что и неоднократно планировалось сделать правительством. Однако этот процесс идет крайне медленно, так как на пути преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной собственности, имеются существенные правовые барьеры.[27]

С конца 2002 года началась реструктуризация организаций федеральной почтовой связи в России, окончание которой планируется в 2010 году. В источнике [25] весьма подробно описана ее необходимость. Подробно останавливаться на этом не будем, отметим только, что реструктуризацию предполагается провести в 3 этапа [24].

В рамках первого (подготовительного) этапа были определены способы, последовательность и сроки объединения организаций федеральной почтовой связи. На втором (переходном) этапе реструктуризации, выполняемом на сегодняшний день, осуществляются следующие мероприятия:

- решение имущественных вопросов, реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности федерального оператора почтовой связи;

- разработка и реализация инвестиционной программы федерального оператора почтовой связи, программы занятости и программы взаимодействия с регионами;

- формирование организационной структуры управления по направлениям деятельности;

- разработка вариантов акционирования федерального оператора почтовой связи;

- реализация концепции развития рынка услуг почтовой связи;

- внесение изменений в нормативно-правовую базу.

На третьем (заключительном) этапе реструктуризации будут осуществлены следующие мероприятия:

- акционирование федерального оператора почтовой связи с сохранением контроля со стороны государства;

- расширение инвестиционной программы федерального оператора почтовой связи с учетом его новой организационно-правовой формы.

Завершение реструктуризации организаций федеральной почтовой связи должно быть согласовано по времени с завершением процесса реформирования рынка услуг почтовой связи и изменением нормативно-правовой базы в области почтовой связи.

Заключение

Почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4