Инвестиционный климат. Основы для развития

Инвестиционный климат - совокупность экономических, правовых, регуляторных, политических и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Сегодня для работы инвестора на территории Республики Беларусь созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции "Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций" (11 октября 1985 г.) [1].

На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует инвестору: право собственности и иные вещные и имущественные права; равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора; стабильность прав по осуществлению ивестиционной деятельности и ее прекращению; право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу; компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;- возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.[2]

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Так, ряд преференций предоставлен инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.

На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: "Брест" (1996), "Витебск" (1999), "Гомель-Ратон" (1998), "Гродноинвест" (2002), "Минск" (1998) и "Могилев" (2002).

В настоящее время в республике работает более 280 резидентов свободных экономических зон, на которых занято свыше 61 тыс. человек. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 360 млн. долл. США из более чем тридцати стран мира.

Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий (Закон Республики Беларусь "О свободных экономических зонах").

Для всех СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов, который остается неизменным в течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ (Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь ").

Основные преференции в СЭЗ:

ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;

освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;

освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики;

льготные условия предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов и определения арендной платы по ним;

свободное распоряжение валютной выручкой [1].

В нынешнем году Советом Министров Республики Беларусь было утверждено постановление, регулирующее инвестиционную деятельность в СЭЗ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2011 №158 "Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики" <http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21100158> [3].

Перейти на страницу: 1 2 3