Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ

Значение данного показателя ниже 1 говорит о тенденции сокращения объема финансовой помощи и повышения финансовой устойчивости бюджета.

Преимущество данной методики заключается в том, что производимые расчеты основываются на данных законов о бюджетах, методика проста в применении и позволяет оценить финансовое состояние регионов в динамике, как по годам, так и в сравнении регионов между собой. Предлагаемая система показателей финансовой устойчивости регионального бюджета может использоваться в целях:

повышения эффективности управления бюджетными ресурсами субъекта РФ;

выявления регионов с кризисным финансовым состоянием бюджета;

использования в качестве основы для определения статуса «финансовой несостоятельности» субъекта РФ при принятии решений о ходатайстве в Арбитражный суд в целях введения временной финансовой администрации в субъекте РФ;

использования в качестве информации при реализации межбюджетных отношений, в частности при принятии решений о выделении трансфертов;

своевременного выявления возникающих диспропорций в бюджетных доходах и расходах региона и принятии мер по их устранению.

Проводимая в стране реформа местного самоуправления предопределяет необходимость реформирования местных финансов и региональных межбюджетных отношений.

Нами предложены направления реформирования региональных финансов, которые позволяют изучить исходное состояние региональных финансов, наметить чёткий план мероприятий по их реформированию, а также вовлечь в этот процесс муниципалитеты. Наибольший эффект будет получен в том случае, если необходимость проведения реформ на муниципальном уровне будет осознана руководителями муниципальных образований.

Несмотря на некоторые тенденции укрепления устойчивости республиканского бюджета за рассматриваемый период, в целом оценка финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан является неудовлетворительной, сохраняется тенденция роста финансовой помощи, а, следовательно, и финансовой зависимости. Поэтому стратегической целью преобразований должно стать формирование саморазвивающейся региональной экономической системы.

Проведенный в работе анализ структуры расходов республиканского бюджета Республики Татарстан показал, что наибольший удельный вес занимает статья «межбюджетные трансферты местным бюджетам».

В целях повышения качества управления муниципальными финансами необходимо образовать республиканский Фонд реформирования муниципальных финансов, сформировать конкурсную комиссию по выделению субсидий из этого фонда, разработать необходимые нормативные правовые акты.

Участники конкурса должны быть нацелены на поэтапную реализацию намеченных мероприятий в области реформирования бюджетного процесса, увеличения налоговой базы муниципалитетов, повышения эффективности расходов бюджета, долговой политики, управления муниципальной собственностью.

Материальное стимулирование победителей конкурса может позволить поднять на новый технический уровень оснащённость всех муниципальных служб и повысить квалификацию муниципальных служащих. Для успешного выполнения предложений требуются не только высококвалифицированные кадры, готовые к новаторству, но и софинансирование за счёт средств местных бюджетов.

Необходимы решения о создании разных фондов реформирования в зависимости от типа муниципалитета за счет различий в перечне предметов ведения и полномочий, определенных федеральным законодательством для этих типов муниципальных образований. Обосновано, что и объекты для приложения сил в процессе реформирования будут разными. Необходимо учитывать и различный уровень знаний специалистов городских округов, муниципальных районов и поселений. Все эти причины предполагают необходимость создания трёх фондов реформирования муниципальных финансов: городских округов, муниципальных районов и поселений. Для каждого типа муниципалитетов можно определить условия, требования и особый механизм стимулирования.

Проведенное исследование позволило определить комплекс мер по укреплению доходной базы бюджета Республики Татарстан, снижению финансовой зависимости от федерального бюджета, который представлен в виде разработанной в работе программы, содержащей структурные блоки мероприятий по укреплению доходной базы бюджета РТ (рис. 2.3.2) Приложения 2 (33, С. 7).

Приоритетами региональной бюджетной политики наряду с общими требованиями должны стать:

необходимость исполнения требований бюджетного законодательства как федерального, так и регионального уровня;

проведение взвешенной долговой политики, недопущение прироста кредиторской задолженности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4