Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ


В настоящее время в Республике Татарстан сформулированы следующие цели совершенствования процессов управления общественными финансами.

Во-первых, необходимо вывести на качественно новый уровень механизмы финансирования государственных услуг - распределять бюджетные средства в зависимости от оцененных потребностей населения при внедрении рычагов повышения качества оказания государственных услуг.

Во-вторых, предполагается развитие инструментов взаимодействия государственного и частного сектора в сфере общественных финансов.

В-третьих, необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с муниципальным уровнем.

Для достижения поставленных целей в сфере общественных финансов предполагается решить следующие задачи (28, С. 94):

- улучшить нормативно-правовую базу бюджетного процесса;

модернизировать бюджетный процесс путем внедрения новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

стандартизировать государственные услуги и развивать альтернативные способы их оказания, в первую очередь путем перевода бюджетных учреждений в автономные;

внедрить передовые методы управления финансами, включая переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат;

повысить прозрачность бюджетных процессов;

оптимизировать состав и повысить эффективность использования собственности республики;

развивать инструменты управления бюджетными инвестициями;

повысить объективность и прозрачность механизмов распределения финансовой помощи местным бюджетам и качество управления финансами муниципальных образований республики;

увеличить эффективность работы аппарата управления;

обеспечить режим открытости информации об использовании общественных ресурсов и учет общественного мнения при определении направлений бюджетной политики.

Комплекс мер по укреплению доходной базы регионального бюджета, снижению финансовой зависимости от федерального бюджета может разрабатываться индивидуально с учетом региональной специфики, но его следует структурировать по трем направлениям: наращивание налогового потенциала, оздоровление экономики, совершенствование межбюджетных отношений.

В части межбюджетных отношений зачисление в бюджеты субъектов РФ доли от налога на добавленную стоимость, и повышение доли акцизов будет способствовать укреплению доходной базы региональных бюджетов.

Необходимо изменить порядок зачисления федеральных налогов в региональные бюджеты, так как высокая дифференциация бюджетной обеспеченности субъектов РФ, их разные финансовые возможности предопределяют необходимость применения дифференцированных нормативов, что позволит достичь компромисса политических и финансовых интересов субъектов РФ. Исходным условием реформирования межбюджетных отношений должны стать нормативы бюджетной обеспеченности, которые определяют минимальные потребности территории в бюджетных ресурсах.

Финансовая устойчивость регионального бюджета - это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Обобщение существующих методик анализа финансового состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило усовершенствовать методику анализа финансовой устойчивости бюджета.

Вместе с тем, приведенные показатели не отражают потребности в исследовании финансовой устойчивости регионального бюджета. Поэтому предлагается дополнительно использовать следующие показатели (25, С. 2):

) Среднегодовые темпы роста собственных доходов.

, (2.3.1)

где - собственные доходы бюджета в последнем анализируемом году;

- собственные доходы в базисном году.

Опережающие темпы роста данного показателя по сравнению с темпами роста общих доходов свидетельствуют об улучшении финансовой самостоятельности регионального бюджета.

2) Среднегодовые темпы сокращения финансовой помощи.

, (2.3.2)

где - финансовая помощь из федерального бюджета в последнем анализируемом году;

- финансовая помощь из федерального бюджета в базисном году.

Перейти на страницу: 1 2 3 4