Методика оценки налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса в границах «налогового коридора»


В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни современным потребностям экономики страны, ни тем более требованиям глобализации мирового хозяйства. Малое предпринимательство играет значительную роль в решении ряда социально-экономических проблем, негативное влияние которых особенно остро ощущается именно на муниципальном уровне.

Одним из направлений расширения малого бизнеса, который необходимо развивать в России, является встраивание малого бизнеса в инфраструктуру крупного, на основе кластерного подхода. В мировой практике кластерный подход становится все более популярным. Как правило, кластер объединяет крупные экспортно-ориентированные компании, мелких поставщиков и инфраструктурные объекты. Как показывает опыт экономически развитых стран (Германия, США, Япония и др.), где уже функционируют кластеры, входящие в него производства начинают оказывать друг другу взаимную экономическую поддержку - усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.

Финансовое состояние малых предприятий - рентабельность, платежеспособность, обеспеченность собственными средствами - не отвечает установленным нормативам, поэтому одним из способов получения ими дополнительных финансовых ресурсов является налоговое планирование. Важную роль в стимулировании развития малого бизнеса призваны сыграть меры налогового порядка.

В российской экономической литературе, как правило, принято разграничивать понятия «оптимизация» и «минимизация налогообложения», а также на уровне судебной практики применяется понятие «налоговая выгода». В налоговом законодательстве некоторых стран для оценки добросовестности действий налогоплательщика и иных лиц, участвующих в налоговых отношениях, широко используется понятие «злоупотребление правом».

Рассмотренные основные теоретические подходы к определению таких понятий, как, оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая выгода на предприятии позволили определить их сущность, место и направление дальнейшего развития в системе экономических отношений.

Налоговая оптимизация - это разработка комплекса мер, предполагающих баланс низкого уровня налоговой нагрузки и удержания налоговых рисков в допустимых пределах, направленных в рамках действующего законодательства на рационализацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков.

Налоговое планирование является особым видом финансового планирования организации, основывающимся на принципах и методах налоговой оптимизации, проводимого с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, увеличения собственных финансовых ресурсов и повышения финансовой устойчивости организации.

Следует отметить, что главным препятствием в развитии малого бизнеса является налог на добавленную стоимость. При переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо вместо директивной отмены НДС предоставить налогоплательщику право выбора по его уплате.

Изучение международной практики оптимизации налогообложения позволяет сделать вывод о необходимости закрепить данное понятие «налоговая оптимизация» на уровне российского законодательства с учетом тенденций развития международного налогового планирования.

Налоговая политика государства в разные исторические периоды может принимать альтернативные формы - политика максимальных налогов или политика экономического развития.

В последние годы налоговая политика России направлена на снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с целью активизации инвестиционной и производственной деятельности предприятий. Однако необходимо дальнейшее совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5