Применение доходных финансовых мультипликаторов при оценке бизнеса (на примере ОАО Екатеринбургский гидроавтотранс)


Особенностью сравнительного подхода при оценке бизнеса является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком. Критериями выбора компаний-аналогов как правило являются: принадлежность к определенной отрасли, объем ежегодной выручки, схожесть ряда других показателей финансовой деятельности предприятия, развитость и открытость рынка собственных акций, отсутствие процесса активной скупки акций с целью поглощения другими компаниями, отсутствие убытков за ряд отчетных периодов.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения. Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен. В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям. Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.

В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов: «Цена / Прибыль»; «Цена / Денежный поток»; «Цена / Дивиденды»»; «Цена / Выручка от реализации»; «Цена/Физический объем»; «Цена / Балансовая стоимость». Однако в связи с тем, что инвестор, вкладывая деньги в бизнес, покупает, прежде всего, будущий доход, особый интерес приобретают «доходные» финансовые мультипликаторы, применение которых имеет свои достоинства, недостатки и условия применения.[11]

Целью исследования являются описание достоинств, недостатков, применимости «доходных» финансовых мультипликаторов при оценке бизнеса.

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению в процессе написания дипломной работы:

теоретическая обоснованность применения «доходных» финансовых мультипликаторов;

описание процесса расчета значения «доходных» финансовых мультипликаторов;

в каких случаях применима оценка по «доходным» финансовым мультипликаторам;

какими достоинства и недостками обладают «доходные» финансовые мультипликаторы;

какие из «доходных» финансовых мультипликаторов наиболее подходят для оценки определенной компании;

Объект исследования - «доходные» финансовые мультипликаторы, которые применяемы при оценке стоимости бизнеса (предприятия).

При написании данной дипломной работы использовались нормативные акты, монографии, а также различные источники информации из сети Интернет.

1. Теоретические основы применения «доходных» финансовых мультипликаторов при оценке бизнеса