Фандрейзинг в музыкальном театре

СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ

Одной из существенных доходных статей театрального бюджета является продажа различной продукции в фойе перед началом спектакля и в антрактах.

В первую очередь, это, конечно же, различная печатная продукция: программки; буклеты, рассказывающие о конкретных спектаклях, о членах творческого коллектива (певцах, дирижерах, режиссерах, художниках); буклеты и альбомы, посвященные деятельности театра в целом; постеры, календари, открытки с изображением сцен из спектаклей, портретов персоналий, театрального здания, авторские фотографии, а также либретто исполняемых произведений, ставшие вновь актуальными в связи с наметившейся тенденцией исполнять оперы исключительно на языке оригинала.

Большим спросом традиционно пользуются всевозможные сувениры с театральной символикой: кружки, футболки, кепки, зонты, часы, брелки, зажигалки, пепельницы, разнообразные настольные статуэтки, театральные бинокли и пр. Особенно популярным сувениром в европейских театрах стали также платки и галстуки, причем это могут быть как недорогие аксессуары, так и продукция, эскизы для которой выполняются всемирно известными дизайнерами (например, коллекция Salvatore Ferragamo для «Teatro alla Scala», ставшая «хитом» 2000-2001 сезона). Подобные сувениры, помимо материальной выгоды (пусть и достаточно скромной), имеют еще и большое рекламное значение, особенно если у театра выработан фирменный стиль.

Большой популярностью неизменно пользуется аудио, CD, а также видеопродукция. Несомненна важность создания в театре собственной фоно- и видеотеки и выпуска соответствующей продукции (это может быть как прямая запись со спектаклей и концертов, так и студийная работа).

Очень интересен опыт нью-йоркской Metropolitan Opera, где в театральном бутике посетителям предлагается не только разнообразная сувенирная и печатная продукция, но и различные аксессуары и предметы, связанные с творчеством знаменитых исполнителей (это могут быть веера, бижутерия, использующиеся знаменитыми певицами и танцовщицами на спектаклях театра, особенно популярностью пользуются старые пуанты прима-балерин).

В данном контексте уместно вспомнить любопытную акцию, проведенную в 1999г. Opera National de Paris, когда на площади перед зданием театра был организован огромный базар, на котором были выставлены на продажу несколько тысяч костюмов из постановок прошлых лет. Это событие широко анонсировалось и освещалось СМИ и вызвало большой интерес у публики. Оно оказалось эффективным с трех точек зрения: во-первых, это была успешная рекламная акция, во-вторых, была освобождена значительная площадь складских помещений, в третьих, при незначительных затратах на организацию мероприятия, театр выручил дополнительные денежные средства, без сомнения не сопоставимые с другими источниками дохода, но в том и заключается одно из основных отличий зарубежного театрального менеджмента от российского, что на западе ведется поиск различных по величине источников дохода, при условии, что они работают на укрепления положительного имиджа театра.

В действительности, идеальный вариант организации продажи сувениров - открытие специального сувенирного бутика. Пример успешной деятельности такого рода - сувенирный бутик «Teatro alla Scala», не слишком удачной - магазин-салон Большого театра, расположенный на достаточном расстоянии от здания театра, работающий по неудобному графику и поэтому известный лишь профессиональному, но никак не обычному зрителю.

Итак, была дана краткая характеристика современного корпоративного фандрейзинга и спонсорства в России и за рубежом. Здесь же были описаны некоторые примеры положительного фандрейзингового опыта российских организаций искусства за последние несколько лет и обозначены общие перспективы развития российского корпоративного фандрейзинга.

К основным выводам данной главы можно отнести:

) Актуальность и ключевое значение корпоративного фандрейзинга как источника внебюджетных средств для российских организаций искусства, роль государства в поощрении спонсорства и содействии фандрейзингу и необходимость более профессиональной работы российских организаций искусства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4