Описание сравнительного подхода к оценке бизнеса и «доходных» финансовых мультипликаторов


Период, за который производится финансовый анализ, определяют цели и методы оценки. В целях реорганизации или купли-продажи предприятия его стоимость основывается преимущественно на прогнозных оценках, для целей налогообложения основными используемыми данными является информация о текущей деятельности предприятия. Анализ прогнозных оценок предполагает необходимость принимать во внимание не только уровень финансовых показателей, достигнутых на дату оценки, но и их динамику за определенный представительный период, предшествующий дате оценки (как правило, не менее 12 месяцев).

Предприятия составляют финансовый отчет на основе принципов ведения бухгалтерского учета, установленных «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Исходя из условий и особенностей деятельности на каждом предприятии, общие правила и принципы конкретизируются, что отражается в собственной учетной политике предприятия. На величине отчетных показателей отражается определенная степень свободы предприятия в формировании учетной политики. Так, например, на практике основные приемы и методы бухгалтерского учета реализуются по-разному: оценка материалов и запасов производится либо по средней себестоимости, либо методом LIFO, либо FIFO; стоимость основных средств погашается (амортизируется) либо по стандартным нормам амортизационных отчислений, либо ускоренным способом; прибыль от реализации продукции признается либо по отгрузке, либо по оплате.

Поэтому величина прибыли и стоимость отдельных активов будут различаться в зависимости от принятых методов бухгалтерского учета, это, в свою очередь, отражается на величине отдельных статей балансового отчета. По этой причине при сравнительном анализе балансовых отчетов оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета и вносить, при необходимости, поправки в соответствующие статьи балансового отчета.

В рамках оценки предприятий сравнительным подходом используются все традиционные приемы и методы финансового анализа.

Ценовые мультипликаторы используются для определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия.

Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора выступает в данном случае измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Последовательность расчета мультипликатора: 1) определение цен акций по всем компаниям, выбранным в качестве аналога (это дает значение числителя в формуле); 2) вычисляется финансовая база (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки (это дает величину знаменателя).

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

Оценочных мультипликаторов, применяемых при оценке стоимости бизнеса, много. Выбор наиболее уместного из них определяется в каждом конкретном случае, к примеру:/R (цена/валовые доходы) - применяется, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы (сфера услуг)./EBT (цена/прибыль до налогообложения) более предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия./E (цена/чистая прибыль) особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании./CF (цена/денежный поток) уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией./BV (цена/балансовая стоимость собственного капитала) наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6