Финансы предприятия

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость подобного принципа диктуется основной целью предпринимательской деятельности - максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий в целом и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной заинтересованности. Этот принцип предполагает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для руководителей коммерческих предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данному предприятию может быть применена процедура банкротства

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую деятельность. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы.

В процессе жизненного цикла предприятия возникает множество финансовых отношений между контрагентами по поводу финансов.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

· между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием уставного капитала;

· между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

· между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

· между предприятием и его работниками - при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

· между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

· между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий;

Перейти на страницу: 1 2 3