Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Рис. 1. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли

рентабельный прибыль финансовый реализация

Из рисунка 1 графика видно, все, что реализовано левее ТКОП (точка безубыточности) - убыточно (зона убытков), все, что правее ТКОП, - прибыльно (зона прибыли). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности, которая показывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Для решения проблемы вторым, алгебраическим способом используют модель формирования финансового результата по методу CVP "Затраты - объем-прибыль". Прибыль будет равна: объем продаж в натуральном выражении К умножаем на цену товара Ц - К*Ц, далее отнимаем сумму переменных затрат К*ПР (ПР - переменные расходы единицы продукции) и сумму постоянных затрат 3 пост.:

Р=К*Ц-К*ПР-Зпост.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение:

(Ц-ПР)*К-Зпост.=0

Отсюда: К = Зпост. / Ц-ПР

Таким образом, безубыточный объем реализации продукции равен делению постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот.

Определить зону безопасности можно по формуле:

3 без. = (Кпл. - Кбез.) / Кпл. * 100 %,

где Кпл. - планируемый объем выпуска продукции; Кбез. - безубыточный объем выпуска продукции.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается такой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увеличить зону безопасности.

Важнейший показатель, отражающий конечные финансовые результаты деятельности предприятия - рентабельность.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы как в целом, так и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляется отношением прибыли до налогообложения (П) или чистой (ЧП) прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Rз = П / З или Rз = ЧП / З;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитывается делением прибыли до налогообложения или чистой прибыли (П) на сумму полученной выручки (ВР):

Rпp. = П / Вр или Rпр. = ЧП / ВР;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляется как отношение прибыли до налогообложения (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (2ИК) или его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

Rк. = П / ∑ИК или Rк. = ЧП / ∑ИК.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, существенно влияющие на его величину. Факторный анализ осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (Уд. в.), себестоимость (С/с), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала, кроме вышеперечисленных факторов, среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота - коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

На дальнейшей стадии анализа определяются резервы увеличения прибыли, основными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного левереджа или «эффекта операционного рычага».

В буквальном смысле левередж понимают как рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприятия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается показателем производственного левереджа. «Производственный левередж» - «это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска». Исчисляется уровень производственного левереджа отношением темпов прироста прибыли ДП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах ДК%:

Перейти на страницу: 1 2 3