Факторный анализ прибыли и рентабельности продаж


Рентабельность - это характеристика хозяйственной деятельности. Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль (валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль). Величина прибыли может соотноситься с величиной активов, капитала, доходов и расходов.

Определим факторный анализ рентабельности от продаж и определим влияние изменение данного показатели на иные показатели прибыльности предприятия ООО «Смарт».

Рентабельность от продаж равна отношению прибыли от продаж к выручке.

На изменение рентабельность продаж оказывает изменение прибыли от продаж, изменение выручки.

Рпрод = Прибыль от продаж / Выручка

Изменение рентабельности продаж:

за счет изменение прибыли от продаж

∆Рпрод (прибыль от продаж) = ∆Прибыль от продаж / Выручка2008

за счет изменение выручки

∆Рпрод (выручки) = Прибыль от продаж 2009/ Выручка2009 - Прибыль от продаж 2009/ Выручка2008

Общее изменение рентабельности продаж равен сумме двух факторов:

∆Рпрод = ∆Рпрод (прибыль от продаж) + ∆Рпрод (выручки)

Рпрод 2009-Рпрод2008 = ∆Рпрод (прибыль от продаж) + ∆Рпрод (выручки)

Результаты представим в таблице 2.

Таблица 2 - Факторный анализ рентабельности продаж

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение, тыс. руб.

Изменение, %

Выручка, тыс. руб.

1255804

1392735,00

136931

10,90

Прибыль от продаж, ты. руб.

93237

109167

15930

17,09

Рентабельность продаж, руб./руб.

0,074

0,078

0,004

5,57

Изменение рентабельности продаж

0,004

- за счет прибыли от руб./руб.

0,013

-за счет изменение выручки, руб./руб.

-0,009

В итоге получаем, что за счет роста прибыли от продаж на 17,09% или на 15930 тыс. руб., рентабельность продаж увеличивается на 1,3 копеек на рубль выручки. А за счет увеличение выручки рентабельность продаж уменьшается на 0,9 копеек.

Превышающий темп роста прибыли от продаж над ростом выручки приводит к росту рентабельности продаж.

Проанализируем рентабельность организации и рентабельность собственного капитала (табл.3). Выполним факторный анализ рентабельности организации и рентабельности собственного капитала. Оценим целесообразность привлечения дополнительных заемных средств.

Таблица 3 - Анализ показателей рентабельности предприятия ООО «Смарт» за 2008-2009 гг

№ п/п

Показатели

Формулы

2008 г.

2009г.

Отклонение

1.

Чистая прибыль, тыс. руб.

стр. 190 формула №2

10316

15430

5114,00

2.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

стр. 50 Формула №2

93237

109167

15929,80

3.

Средние остатки всех активов, тыс. руб.

781274

893517,5

112243,50

4.

Средние остатки собственного капитала, тыс. руб.

126545,00

141507,00

14962,00

5.

Выручка от продаж, тыс. руб.

стр. 10 формула №2

1255804,20

1392735,00

136930,80

6.

Рентабельность активов по прибыли от продаж, %

11,93

12,22

0,28

7.

Коэффициент оборачиваемости всех активов в оборотах

1,611,56-0,05

8.

Рентабельность продаж, %: а) по прибыли от продаж

7,427,840,41

б) по чистой прибыли

0,821,110,29

9.

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %

8,15

10,90

2,75

10.

Коэффициент финансовой маневренности

Кфм= 6,176,310,14

11.

Изменение рентабельности активов за счет:

 

11,93

12,22

0,28

а) коэффициента оборачиваемости всех активов

Р акт = ∆коб*Рпр.прод

11,93

11,57

-0,36

б) рентабельности продаж по прибыли от продаж

Р акт = Коб*∆Рпр.прод

11,57

12,22

0,65

12.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет:

8,15

10,90

2,75

а) коэффициента оборачиваемости всех активов

Р аск = ∆Коб*Рпр.чп*Кфм

8,15

7,91

-0,25

б) рентабельности продаж по чистой прибыли

Р аск = Коб*∆Рпр.чп*Кфм

7,91

10,66

2,76

в) коэффициента финансовой маневренности

Р аск = Коб*Рпр.чп*∆Кфм

10,66

10,90

0,24

Перейти на страницу: 1 2