Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации


-большая совокупность субъектов межбюджетных отношений как на субфедеральном (региональном), так и на местном уровнях;

-существенная дифференциация экономических и бюджетно-налоговых потенциалов региона;

ограниченная способность большинства субъектов Федерации и органов местного самоуправления к обеспечению бюджетной самодостаточности;

-отсутствие горизонтальных договорных механизмов бюджетного выравнивания между субъектами отношений;

-острая социальная дифференциация;

-отсутствие у федерального бюджета достаточных ресурсов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках формализованных процедур;

-резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование;

-чрезмерная централизация межбюджетных отношений;

-искаженность институциональных условий для экономической и бюджетной политики региональных и местных властей и др.

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете.

Так, по результатам обзора практики регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ, проведенного центром фискальной политики, 36% регионов в 2009 г. не использовали механизм закрепления единых нормативов отчислений от налогов муниципальных районов и городских округов. Закрепление единых нормативов отчислений по поселениям было предусмотрено лишь в 12,5 % субъектов РФ [19].

Причем по отдельным налогам доля регионов, выполнившая данные требования законодательства, не превышала 7,5 % по муниципальным районам и 2,5 % по поселениям .

Таблица 1.5 - Закрепление нормативов налоговых отчислений по Ставропольскому краю в 2010г.

Наименование налога

Доля отчислений в РБ

БМП

БМР

БГО

НДФЛ (не менее 10%)

70

10

10

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

100

50

50

Налог на имущество организаций

100

10

10

Транспортный налог

100

20

40

60

Безусловно, размер трансферта для дотационного региона может играть существенную роль в структуре доходов его бюджета (до 20 % и выше). К тому же принятые федеральные программы, как правило, требуют долевого финансирования со стороны региона и соответствующее резервирование средств.

Самым красноречивым результатом культивировавшейся на протяжении последних 7 лет финансовой политики можно считать то, что в настоящее время в России лишь 17 регионов, которые можно назвать самодостаточными. Лишь они не получают трансферты из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4