Финансовый механизм межбюджетных отношений


В 2008 г. основными целями и направлениями субсидий являлись:

— субсидии на частичное возмещение расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

— субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений;

— субсидии на мероприятия по проведению оздоровительных компаний детей;

— субсидии на вознаграждение за классное руководство;

— субсидии на внедрение инновационных образовательных программ;

— субсидии на реализацию мероприятий целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ»;

— субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу;

— субвенции на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования;

— субсидии из Федерального фонда регионального развития.

При этом многообразие и незначительный объем субсидий вызывают сомнение в целесообразности их выделения. На наш взгляд, все субсидии должны быть разбиты на несколько укрупненных групп. Есть несколько вариантов группировки субсидий. Один из них подразумевает в качестве критерия классификации цель предоставления субсидии:

— социальные - направлены на улучшение социального и демографического развития субъектов;

— экономические - направлены на улучшение экономического потенциала региона;

— инфраструктурные - связаны с улучшением инфраструктуры региона.

Важной формой межбюджетных трансфертов являются субвенции.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам регионов в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов, возникающих при выполнении полномочий, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов [1]. Они распределяются между всеми субъектами по единой для соответствующего вида субвенций методике, пропорционально численности населения (отдельных групп населения).

Сравнивая все вышеперечисленные формы, можно говорить о том, что как дотация, так и субсидия имеют ряд общих квалификационных признаков. А именно - предоставление на осуществление собственных расходных полномочий получателей. Принципиальное отличие состоит в целевом характере предоставления субсидии. По мнению ряда экономистов, это делает субсидию более привлекательным инструментом финансовой помощи в силу обеспечения адресного, целевого характера использования бюджетных средств, что отвечает концепции внедряемой системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Несмотря на привлекательность субсидии с обозначенной выше позиции, в экономической литературе отмечают ряд факторов, позволяющих довольно сдержанно относится к субсидированию как к превалирующей форме межбюджетных трансфертов.

По мнению Д. Ю. Завьялова, предоставление субсидий может привести к сокращению собственных расходов получателя субсидий на финансирование субсидированных расходов. Кроме того, увеличение субсидирования на основе принципа софинансирования может потребовать как от вышестоящих, так и от нижестоящих бюджетов дополнительного вовлечения средств из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных расходных полномочий.

Предоставление субвенций в отличие от дотаций и субсидий ориентировано на достижение одной цели - обеспечение субъектов средствами для реализации полномочий, переданных из федерального бюджета, т.е., на взгляд автора, они направлены на недопущение образования в бюджетной системе РФ так называемых «нефинансируемых мандатов».

Рассмотрим состав и структуру межбюджетных трансфертов за 2009 - 2010гг.

Таблица 1.3 - Состав и структура межбюджетных трансферт за 2009-2010г.

Показатели

2009г.

2010г.

Темп прироста,%

Абсолютный прирост

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Межбюджетные трансферты

1479,7

100,0

1336,3

100,00%

-9,69

-143,4

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

578,2

39,08

503,2

37,66

-13,97

-75

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

529,9

35,81

408,8

30,59

-22,85

-121,1

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

284,4

19,22

365

27,31

+28,34

+80,6

Иные межбюджетные трансферты

87,6

5,92

59,3

4,44

-32,31

-28,3

Перейти на страницу: 1 2 3 4