Теоретические аспекты налогообложения


Экономическая сущность и значение налогов

Закономерным кажется процесс возникновения налогообложения одновременно с появлением государства. Поэтому налоги - древнейший инструмент экономики общества.

Главными их задачами всегда было содержание органов власти и их материальное обеспечение для возможности выполнения тех функций, для которых они созданы.

Налоги - это обязательство в виде безвозмездных платежей физическими лицами или организациями, которые устанавливают представительные органы государственной власти или местного самоуправления в меру своей компетенции, с последующим

Обратимся к понятию налога, данному Налоговым кодексом РФ. Согласно кодексу налог является обязательным платежом, не подлежащим возмещению. Взимается такой платеж с физических лиц и организаций в форме денежных средств, принадлежащих им по праву собственности, получаемых в результате хозяйствования или оперативного управления денежными средствами. Взимание производится с целью обеспечения деятельности государства и в части государства в виде муниципальных образований в виде финансов.

Основная смысловая нагрузка налогов в обществе и государстве - роль источника доходов государственной казны, предназначенной для выполнения функций государства с целью удовлетворения интересов общества.

Налоги выступают средством регулирования многих аспектов жизни общества. Они могут быть элементом механизма, управляющим демографическими процессами; социальными явлениями; политикой для определенных слоев населения, например, молодежи; как следствие всех подобных аспектов, налоги могут регулировать уровень потребления.

На налоги опосредованно возложена функция контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов Российской Федерации в виде предприятий, организаций, учреждений различного характера, граждан, а также определение источников их доходов, целевым использованием имущества и земли.

Самое существенное изменение налоговая система претерпела в 1990 году в связи с принятием Закона СССР о собственности от 6 марта и последующего за ним Закона РФ о собственности от 24 декабря.

Нововведения, которые были ими введены, заключались в следующем:

. Основным источником доходов с целью формирования казны государства стало налогообложение.

. Приведение к единой системе налогов для предприятий и организаций невзирая на их формы собственности, то есть унификация налогов.

. Образование различных уровней - федеральных, налогов субъектов Российской Федерации и местных - для разграничения налогов по ним.

. Появление внебюджетных целевых фондов государственного ими местного значения помимо бюджета для зачисления налогов.

. Унификация налогообложения граждан, независимо от их классификации к организационно-правовой и отраслевой принадлежности, от формы собственности объекта налогообложения.

. Появление ряда налогов, таких как налог с владельцев транспортных средств или земельный налог и пр., которые являются общими для физических и юридических лиц.

. Количество налогов увеличилось значительно.

Время проверит новую систему налогообложения на предмет ее эффективности и рациональности для целей стимулирования общественного производства и экономики в целом. Мы уже можем говорить о результатах такой проверки временем, но они все-таки не окончательные, так как становление единого налогообложения еще не завершено и сегодня.