Сущность и роль налогов

Налоги представляют собой одну из важнейших категорий, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура, и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности частных лиц и предприятий. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется до 50% валового внутреннего продукта.

Плательщиками налогов выступают юридические и физические лица. Объектами обложения являются предметы имущества, находящиеся в собственности этих лиц, получаемые ими доходы, а также сделки, связанные с приобретением, обменом, потреблением и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Налоги представляют собой особую форму экономических отношений в обществе, их функциональная специфика характеризуется созданием финансовой основы существования государства путем принудительного отчуждения части национального дохода с целью образования централизованного фонда финансовых ресурсов. В силу этого элемента принудительности налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений, для них характерны свойства императивности и администрирования, определяющие функционирование государственного механизма. В современных государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти - т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.

Общие принципы налогообложения теоретически разработал шотландский экономист А. Смит. Первый принцип требует справедливого распределения налогов в обществе, соразмерности налогов с имуществом или доходом каждого. Справедливость обложения означает всеобщность и пропорциональность в обложении доходов. Принцип справедливости стал в теории налогообложения наиболее важным признаком налога. Однако этот критерий хоть и пользуется неоспоримым приоритетом, тем не менее, достаточно расплывчат и нет единого мнения, что следует считать справедливым.

Второй принцип предписывает определенность взноса. Налог, который обязано уплачивать каждое лицо, не может быть произволен. Время, вид, способ платежа, сумма - все это должно быть ясно как налогоплательщику, так и другому лицу.

Третий принцип требует удобности для плательщика. Налог должен взиматься в то время и таким способом, чтобы плательщику было легче всего внести его.

Четвертый принцип предлагает минимизацию издержек при взимании налогов. Затраты по сбору налогов должны быть многократно меньше, чем сумма налогов.

Налоговая политика экономически развитых государств определяется теми методологическими подходами и соответствующей идеологией, которых придерживается правительство [1].