Характеристика налоговых доходов федерального бюджета


Среди доходов федерального бюджета приоритетное место занимают налоги. Налог предполагает высокий уровень развития правосознания, экономики, системы контроля. Появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, идеей правового государства. Налоговому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. Анализируя бюджеты промышленно развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в современном мире на долю налогов приходится от 80 до 90% всех бюджетных поступлений. Мировая практика доказала, что главным направлением мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это приведет к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов - налоги.

Налоговые источники доходов федерального бюджета за последние годы составляли в их структуре около 80%. Структура налоговых источников доходов бюджета в значительной степени определяется состоянием, историческими особенностями развития экономики государства и другими внешними и внутренними факторами. В частности, огромную роль играет глобализация мировой экономики, в условиях которой структура отдельных доходных источников, по крайней мере, в развитых странах, имеет определенные тенденции к выравниванию, что связано с международными правилами, действующими в ЕС и ряде других международных организаций.

Естественно, что структура налоговых источников прежде всего определяется господствующей в данной стране финансовой теорией и выработанной на ее основе финансовой политикой, в том числе ее составной частью - налоговой политикой. Так, с позиции теории «институциональных финансов», ежегодная сбалансированность бюджета не является самоцелью, а направлена на обеспечение безинфляционного экономического роста и минимизацию безработицы в долгосрочной перспективе, что предопределяет возможности существенного изменения в отдельные годы ставок налогов как «встроенных регуляторов», позволяющих обеспечить сбалансированность бюджета и в условиях относительного снижения экономического роста, и в случаях его ускорения.

Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1999 г., дает определения налога и тесно примыкающего к нему, но все же отличного от него сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) с муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

) налог на добавленную стоимость;

) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

) налог на прибыль (доход) организаций;

) налог на доходы от капитала;

) подоходный налог с физических лиц;

) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

) государственная пошлины;

) таможенная пошлина и таможенные сборы;

) налог на пользование недрами;

) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

) лесной налог;

) водный налог;

) экологический налог;

) федеральные лицензионные сборы;

) единый социальный налог.

В основу реформирования налоговой системы России после 1999 г. были положены следующие наиболее важные задачи, большинство из которых в настоящее время решены в рамках ч. 1 и 2 НК РФ:

отмена налогов, исчисляемых с выручки;

снижение количества налогов и величины налогового бремени;

снижение суммарного налогообложения различных выплат в пользу физических лиц;

пересмотр правил формирования налоговой базы различных налогов;

отмена неэффективных налогов.

Налоги призваны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклонов, а также должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типы предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, предоставляемых государством населению. Снижение налоговых ставок должно приводить к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.