Цели, задачи, принципы формирования финансовой стратегии предприятия

в методологическом плане сущность и механизмы формирования финансовой стратегии компании должны анализироваться как одна из проблем финансовых отношений, финансовой оценки реализации стратегических целей компании;

в схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегических решений.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы). Объектом управления финансами в предприятиях выступают капитал и денежные потоки. Эти категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяют конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Предприятия с достаточным объемом собственного капитала (более 60 % от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет большие возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка [59, 61].

Таким образом, финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.). финансовый оздоровление реструктуризация

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии компании относятся:

- анализ и оценка финансово-экономического состояния;

- разработка учетной и налоговой политики;

- выработка кредитной политики;

- управление основным капиталом и принятие амортизационной политики;

- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

- управление заемными средствами;

- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

- ценовая политика;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики;

- оценка достижений компании и ее рыночной стоимости (цены).

Гипотетическая модель финансовой стратегии предприятия включает следующие взаимосвязанные блоки (рисунок 1):

Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компанией позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.

Составной частью финансовой стратегии предприятия является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение параметров в деятельности корпорации: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность:

. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.

. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.

. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.

. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.

. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

Финансовая тактика направлена на решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями [30].

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно связаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач и, как следствие, достижения общей цели деятельности предприятия.

Перейти на страницу: 1 2