История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы

Единый социальный налог {ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее четыре отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд Занятости населения. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды, за исключением Фонда занятости населения. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.(22)

Однако одним из первых упоминаний о социальном налогообложении, а, соответственно об обеспечении социальных гарантий, было введение в соответствии с Декретом СНК от 14 августа 1918 г. единовременного сбора на обеспечение семей красноармейцев, представлявшего собой разновидность целевого налога. Поступления от этого сбора зачислялись в фонд обеспечения семей красноармейцев. Плательщиками сбора являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, имевших наемных рабочих и работниц. Размер сбора определялся на основании расчета и данных ведомости установленной формы. Декретом предусматривалась повышенная ответственность плательщика за правильность определения суммы сбора и своевременность перечисления ее в бюджет. Сбор на нужды красноармейцев не дал ожидаемых результатов и просуществовал всего 11 месяцев (до марта 1919 г.).(23)

В период НЭПа в Советской России использовался единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1922 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины - от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.(21)

Взимание налога было возобновлено в конце 1922 - начале 1923 г. Ставки налога для рабочих и служащих устанавливались в размере 150 руб., крестьян - 200, для ремесленников и кустарей, не пользующихся наемным трудом, - 500 руб., буржуазных элементов - 5000 руб. (в денежных знаках образца 1922 г.). В соответствии с целевым назначением налога поступления распределялись между комиссией ВЦИК по ликвидации последствий голода (30%), Наркомземом (30%), системой сельскохозяйственного кредита (20%) и местными бюджетами (20%). Налог, введенный на 1924/25 бюджетный год, взимался со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, кроме работавших в сельском хозяйстве, рабочих и служащих с заработком ниже 75 руб. в месяц, учащихся, инвалидов. Ставки налога дифференцировались по разрядам плательщиков и поясам местности.

В ноябре 1925 г. для получения дополнительных бюджетных ресурсов на социальное обеспечение инвалидов Гражданской войны вводится военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от 21 до 40 лет, не призванный у службе в армии.(23)

Существенную роль в период нэпа играли целевые налоги и сборы. В СССР в 1920-1930 гг. целевые налоги вводились как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы эпидемическими болезнями, улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог), расширения жилищного и культурно-бытового строительства (квартирный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства).

Существенные изменения произошли в военное время. В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. в городских и сельских местностях.(21)

Перейти на страницу: 1 2 3