Теоретические вопросы и эмпирические оценки влияния инфраструктуры на экономическое развитие


В исследовании современных российских экономистов на основе обобщения положений теории конкурентных преимуществ М. Портера, теории жизненных циклов товара и эклектической теории Д. Даннинга показаны взаимосвязи процессов активизации инвестиционной деятельности, повышения ее качества и устойчивости с развитием инфраструктуры (в том числе благодаря влиянию государства на такое развитие).

Позитивный взгляд на государственные инвестиции в инфраструктуру обосновывается также их влиянием на условия конкуренции. Так, развитие транспортной инфраструктуры и средств связи создает условия для выхода на рынок новых предприятий и уменьшения монопольного влияния определенных предприятий. Усиление конкуренции вынуждает многих хозяйствующих субъектов изменять свое поведение, поскольку, по выражению Ф. Хайека, ставит их перед выбором: "либо подражать добившимся большего успеха, либо частично или полностью лишиться своего дохода".

П. Ашин и М. Шанкерман при помощи микроэкономической модели показали, что рост конкуренции благодаря развитию инфраструктуры способствует росту объемов производства, а также повышает долю на рынке предприятий с меньшими удельными затратами.

В работах, посвященных исследованию влияния инфраструктуры на экономическое развитие, чаще всего используется пообъектное определение ее отдельных составляющих. Так, в Отчете Всемирного банка "Инфраструктура и развитие" рассматривается экономическая инфраструктура, составными элементами которой являются коммунальное хозяйство (энергетика, связь, водоснабжение, канализация, уборка и удаление отходов, газопроводы), инженерные сооружения (дороги, плотины, ирригационные сооружения), а также объекты транспортных отраслей (городской и междугородный транспорт, порты и водные пути, аэропорты). В свою очередь, в Отчете Всемирного экономического форума о конкурентоспособности Украины в глобальном измерении это средства и услуги сфер транспорта, энергетики, телекоммуникаций.

Эксперты ОЭСР относят транспортную инфраструктуру к трем наиболее важным факторам, определяющим возможности эффективного использования капитала (реального, природного, человеческого, финансового), а также адаптации людей к новым условиям глобальной экономики. По результатам опросов, проведенных Немецким институтом экономических исследований (DIW, Берлин), 56% предприятий Восточной Германии поставили межрегиональный транспорт на 3-ю позицию из 15 факторов размещения производства. Направление значительных объемов государственных инвестиций на устранение узких мест в сферах транспорта и связи Восточных земель Германии обусловило рост продуктивности частных инвестиций.

Результаты эконометрических исследований потенциала развития регионов ЕС, в которых, наряду с обеспеченностью инфраструктурой, учитывались также другие экономические и географические особенности каждого из регионов (в частности, территориальная достижимость, уровень агломерации и секторальная структура экономики), показали, что рост обеспеченности региона материальной инфраструктурой на 10% сопровождается ростом среднедушевого показателя регионального дохода на 2%, а увеличение индикатора территориальной достижимости региона на 4% - увеличением потенциала его развития на 10%.